Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Организация безопасностиИнформационная кампания против насилия и жестокости в СМИ и других средствах массовой коммуникации
Уважаемые педагоги, родители!
Предлагаем вам ознакомиться с Концепцией Всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в СМИ и других средствах массовой коммуникации и Планом Всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в СМИ и других средствах массовой коммуникации. Ее цель – обеспечение защиты детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию, в том числе от пропаганды насилия, жестокости, порнографии, педофилии и других социальных девиаций в СМИ, Интернете и других средствах массовой коммуникации.
Проект
КОНЦЕПЦИЯ
Всероссийской информационной кампании
против насилия и жестокости в СМИ и других средствах
массовой коммуникации
В соответствии с задачей обеспечения информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, поставленной Национальной стратегией действий в интересах детей на 2013-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года, и решением Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка от 18 сентября 2012 года по инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка с 1 июня 2013 года запланирован запуск Всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в СМИ и других средствах массовой коммуникации (далее – Кампания).
Кампания направлена против создания и распространения среди детей (в возрасте от 0 до 18 лет) продукции средств массовой информации, печатной продукции, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, распространяемой посредством зрелищных мероприятий, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи (далее – СМИ и иные средства массовой коммуникации), содержащих пропаганду жестокости, насилия, порнографии, педофилии, суицидов и других социальных девиаций, изображение и(или) описание которых способно причинить вред здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей (далее – развитие детей).
Кампания не носит принудительного, административного характера. Она включает комплекс информационных, образовательно-просветительских, пропагандистских и организационных мер, направленных на поощрение развития механизмов саморегулирования, родительского и общественного контроля в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, формирование гражданской ответственности всех участников медиа-среды и стимулирование добровольного выполнения ими обязанностей по обеспечению информационной безопасности детей, недопущению оборота в доступное для детей время и в доступных для детей общественных местах материалов, содержащих изображения и(или) описания чрезмерного насилия, агрессии и жестокости, порнографию и другие опасные для детей виды информации, а также созданию и выпуску в оборот информационной продукции, предназначенной для детей, учитывающей их возрастные особенности и потребности в доступе к информации, способствующей их полноценному развитию и воспитанию.
Цели Кампании:
- обеспечение информационной безопасности детей и семей с несовершеннолетними детьми, снижение и минимизация рисков, связанных с причинением информацией вреда здоровью и развитию ребенка СМИ и иными средствами массовой коммуникации, в том числе при доступе к информациионо-телекоммуникационным сетям и мобильной (сотовой) связи.
- совершенствование информационной политики Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
- обеспечение беспрепятственного доступа детей к информационной продукции, соответствующей по тематике, содержанию и художественному оформлению потребностям их воспитания и полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития.
Задачи Кампании:
- привлечение общественного внимания к проблеме обеспечения информационной безопасности детей;
- повышение уровня осведомленности референтных групп населения (несовершеннолетних детей, их родителей, педагогов, воспитателей, профессионального журналистского сообщества и интернет-сообщества) о характере и видах современных информационных угроз, представляющих опасность для здоровья и развития детей, вреде, причиняемом современными средствами массовой коммуникации здоровью и развитию детей, и существующих правовых, организационных и программно-технических способах его предупреждения;
- объединение усилий профессионального сообщества (в том числе журналистского сообщества, Интернет-сообщества), общественных объединений, других институтов гражданского общества, органов государственной власти в деятельности, направленной на формирование информационной среды, безопасной для здоровья и развития детей, и недопущение пропаганды жестокости, насилия, порнографии, суицидов, педофилии и других социальных девиаций в СМИ и иных средствах массовой коммуникации;
- формирование социальной ответственности журналистов, режиссеров, операторов, руководителей медиакомпаний, контент-провайдеров сетей Интернет и мобильной (сотовой) связи) по вопросам обеспечения информационной безопасности детей;
- недопущение незаконного разглашения персональных данных и иной конфиденциальной информации о ребенке, пресечение демонстрации детей и личных отношений с их участием в унижающей человеческое достоинство форме и предупреждение любого злоупотребления изображением и голосом ребенка в эротических целях;
- содействие принятию на добровольной основе профессиональными сообществами журналистов, телерадиовещателей, печатных СМИ, Интернет-провайдеров, провайдеров мобильной (сотовой) связи и иными профессиональными союзами этических кодексов и иных мер саморегулирования, направленных на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (в том числе способствующей виктимизации и криминализации детей, их вовлечению в секс- и порнобизнес, в совершение преступлений и иных антиобщественных деяний);
- содействие созданию и развитию эффективных форм общественного контроля за соблюдением прав детей на информационную безопасность с привлечением родительских и иных общественных объединений, в том числе посредством мониторинга федеральных и региональных СМИ, печатной и аудиовизуальной информационной продукции для детей (в том числе электронных игр), а также информации, распространяемой с использованием публичных зрелищных мероприятий, сети Интернет и мобильной (сотовой) связи;
- совершенствование системы государственной поддержки производства и распространения информационной продукции для детей, способствующей их надлежащему воспитанию и гармоничному развитию.
Основные принципы Кампании:
- принцип приоритетности прав и законных интересов ребенка в информационной сфере (в том числе права на охрану здоровья и обеспечение полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития), перед правами и законными интересами авторов, производителей и распространителей информационной продукции;
- принцип допустимости и правомерности ограничения прав и свобод физических и юридических лиц (в том числе свободы слова, свободы творчества, свободы распространения информации и свободы предпринимательства), в случаях, когда их осуществление нарушает права и законные интересы детей или представляет угрозу здоровью или нравственности других лиц;
- принцип допустимости ограничения прав и свобод ребенка в информационной сфере (включая право свободно выражать свое мнение, свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода) в случаях, когда пользование ими может причинить вред самому ребенку, его нравственности, здоровью и нормальному развитию, либо нанести ущерб правам и репутации других лиц, интересам охраны государственной безопасности или общественного порядка, здоровью или нравственности населения;
- принцип недопустимости цензуры средств массовой информации;
- принцип признания свободы выбора и доступа совершеннолетних лиц к любой информации, распространение которой не запрещено законодательством Российской Федерации, в том числе к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, при условии применения административных, технических, программных средств или иных способов недопущения доступа к ней детей;
- принцип недопустимости унижения человеческого достоинства, нарушения прав и основных свобод других людей, особенно несовершеннолетних, в процессе свободного распространения информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет) и мобильной (сотовой) связи;
- принцип учета исторических и иных традиций и культурных ценностей общества и государства при формировании государственной информационной политики в сфере обеспечения информационной безопасности детей;
- принцип государственной поддержки производства и распространения информационной продукции для детей, способствующей их надлежащему воспитанию и полноценному развитию, и поощрения производителей и распространителей информационной продукции, содействующих защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
- принцип частно-государственного партнерства при организации деятельности в сфере обеспечения информационной безопасности детей.
Всероссийский характер Кампании предполагает максимальный охват целевых аудиторий во всех субъектах Российской Федерации с привлечением ресурсов федеральных СМИ (будь то социальная реклама или PR) и информационных спонсоров-партнеров, которые на постоянной основе могли бы осуществлять информационную поддержку проекта.
Организатор Кампании: Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Партнеры по Кампании:
Органы государственной власти Российской Федерации: Минобрнауки России, Минкомсвязи России, Минкультуры России, Минздрав России, Роскомнадзор, Роспечать России, другие профильные федеральные министерства и ведомства, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.
Общественные объединения: Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, Координационные советы в федеральных округах Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения.
Профессиональные объединения: Союз журналистов России, Гильдия издателей периодической печати, Ассоциация распространителей печатной продукции, Ассоциация кабельного телевидения России, Евразийская Академия Телевидения и Радио, Национальная ассоциация телерадиовещателей, Ассоциация анимационного кино, Российская академия радио, Международная академия телевидения и радио, Ассоциации коммуникационных агентств России, РОЦИТ, РАЭК, Центр Безопасного интернета, Лига Безопасного Интернета, Союз ректоров России, Международный конгресс СМИ «Золотое сечение».
Средства массовой информации.
Бизнес-сообщество.
Учреждения высшего профессионального образования: МГУ имени М.В. Ломоносова, СПб Университет имени Герцена, РГГУ, МГПУ, Академия Генеральной прокуратуры РФ, Российский институт культурологи, НИЦ «Высшая школа экономики» РАО, МГГУ им. М.А Шолохова.
Научные учреждения: Академия Российского Телевидения (ТЭФИ), НИИ культурного наследия имени академика Д.Лихачева, Институт социологии РАН.
Целевые группы Кампании:
- Дети (лица от 0 до 18 лет).
- Их родители и иные законные представители.
- Педагоги, воспитатели несовершеннолетних обучающихся и воспитанников.
- Руководители органов управления образованием и образовательных учреждений для несовершеннолетних.
- Представители профессионального журналистского, медиа- и Интернет-сообществ.
- Студенты учреждений среднего и высшего профессионального образования (обучающиеся по специальностям журналистика; реклама; психолингвистика; детская и подростковая психология; культурология; социальная педагогика и др.
- Профессорско-преподавательский состав учреждений среднего и высшего профессионального образования, обучающих студентов по указанным выше специальностям.
- Представители органов государственной власти (в том числе Уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации).
Задачи Кампании в отношении целевой группы «Дети»:
- Информирование о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию детей, и ее негативных последствиях.
- Информирование о способах незаконного распространения такой информации в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания).
- Обучение правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях (от киберпреследования, кибердомогательсв и иных незаконных действий в сети).
- Обучение правилам безопасности при пользовании компьютерными и иными электронными играми.
- Ознакомление с международными принципами и нормами и нормативными правовыми актами РФ в сфере обеспечения информационной безопасности детей (для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений и студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования).
- Профилактика формирования интернет-зависимости и игровой зависимости.
- Предупреждение совершения несовершеннолетними правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Ожидаемые результаты кампании в отношении в отношении целевой группы «Дети»: дети должны научиться сделать более безопасным и полезным свое общение в медиасреде, а именно:
- критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;
- отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;
- избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью и развитию, чести, достоинству и репутации;
- распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;
- критически относиться к информации, распространяемой в СМИ и информационно-телекоммуникационных сетях;
- распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации;
- анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;
- применять эффективные меры самозащиты от информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, и нежелательных для них контактов в сетях.
Задачи Кампании в отношении целевой группы «Родители (иные законные представители) несовершеннолетних детей»:
- Повышение уровня осведомленности родительской аудитории о негативном влиянии агрессивного контента СМИ и иных СМК на детскую психику и способах его предупреждения.
- Повышение уровня осведомленности о нормах № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и других нормативных правовых актах, регулирующих вопросы информационной безопасности детей.
- Повышение уровня осведомленности о мерах юридической ответственности физических и юридических лиц за нарушение требований законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
- Обучение распознаванию признаков злоупотребления неопытностью и доверчивостью их несовершеннолетних детей, попыток их вовлечения в противоправную и иную антиобщественную деятельность.
- Обучение применению эффективных меры защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, и нежелательных для них контактов в сетях.
- Обучение навыкам защиты персональных данных и иной конфиденциальной информации о ребенке, пресечение демонстрации детей и личных отношений с их участием в унижающей человеческое достоинство форме и предупреждение любого злоупотребления изображением и голосом ребенка в эротических целях.
Используемые каналы коммуникации:
- ТВ (ролики социальной рекламы на ТВ);
- Интернет (социальная реклама, информационные материалы в Интернете);
- пресса, региональная и федеральная (тематические статьи, информационные материалы);
- наружная реклама (плакаты с социальной рекламой);
- учреждения дошкольного, общего, среднего и высшего профессионального образования (брошюры, плакаты, пособия для родителей могут распространяться через детские образовательные учреждения).
Основные мероприятия Кампании
Целевые группы
|
Мероприятия
|
Информационные материалы
|
Дети
|
- Специальные уроки по медиабезопасности в рамках курса ОБЖ.
- Уроки по повышению правосознания школьников.
- Акция «Дети против насилия на ТВ» (конкурс демотиваторов, проектов, презентаций по теме).
- Мероприятия, направленные на развитие творческого начала у ребенка, прививание навыков создания собственных СМИ:
- Конкурс авторского детского фильма «Сам себе режиссер».
- Конкурс детский каналов на Youtube «У меня свое телевидение».
- Конкурс детского рассказа.
- Конкурс школьных газет
- Подведение итогов всех конкурсов на официальном сайте кампании, торжественное награждение победителей.
- Разнообразные тематические мероприятия в рамках инициатив регионов по детскому самоуправлению (например, заседание детского парламента по медиабезопасности):
- подготовка детьми «Открытого письма к телевещателям».
- акция «Неделя без телевизора» и др.
|
- Буклеты по медиабезопасности.
- Книги победителей в рамках творческого конкурса.
- Учебники по медиабезопасности, включающие разделы по созданию собственных СМИ.
- Сайт Кампании, где дети могут ознакомиться с другими информационными материалами.
- Сувенирная продукция для награждения победителям (с адресами телефонов доверия и горячих линий).
|
Родители
|
- Специальные тематические родительские собрания, посвященные защите ребенка от негативного контента в СМИ;
- Организация голосования родителей за самую вредоносную передачу на ТВ на сайте Кампании;
- Сбор подписей против деструктивных передач, подготовка жалоб в Роскомнадзор;
|
- Специальные обучающие брошюры, рассказывающие о нормах 436-ФЗ, а также о том, как негативный контент влияет на психику ребенка.
- Памятка для родителей «Как оградить ребенка от деструктивного контента в СМИ и Интернете».
- Сайт Кампании, где родители могут ознакомиться с другими информационными материалами.
|
Учителя
и воспитатели
|
Разработка методических рекомендаций для проведения специальных занятий по основам медиабезопасности для учеников и тематических встреч с родителями.
Проведение конференций, круглых столов по вопросам обеспечения информационной безопасности детей.
Введение специальных разделов по медиабезопасности детей в системах среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
|
Методическое пособие по медиабезопасности
|
Представители профессионального медиасообщества
|
- Проведение круглых столов по теме кампании с презентацией результатов исследований, проведенных на Этапе 1.
- Круглый стол, посвященный проблемам применения Федерального закона № 436-ФЗ.
- Создание коалиции СМИ за безопасный для детей контент.
- Обязательные обучающие семинары для творческих сотрудников ТВ по теме влияния контента в СМИ на психику детей и многое др.
|
Брошюра по основам медиабезопасности детей, их защиты от информации, причиняющей вред здоровью и развитию ребенка.
|
Будущие журналисты
|
- курс лекций по медиапсихологии;
- тематические дипломные и курсовые работы.
|
Методические пособия по медиапсихологии.
Переводы научных и научно-практических изданий по вопросам медиабезопасности детей.
|
Представители органов государственной власти (в т.ч. Уполномоченные по правам ребенка в регионах России)
|
- круглые столы по проблемам имплементации Федерального закона № 436-ФЗ;
- обучение специалистов, экспертов на местах с привлечением ведущих научных и учебных центров страны на базе Координационных советов Уполномоченных по правам ребенка в регионах России (в формате вебинаров, видеоконференций и др.).
|
Методические пособия для представителей органов государственной власти
|
Научные исследования в рамках Кампании:
- Анализ контента массовой коммуникации (наиболее рейтинговых ТВ-передач) с точки зрения соблюдения принципов информационной безопасности детей (психологический факультет, факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, Медиакомитет).
- Исследование ценностно-нормативных ориентаций и правосознания несовершеннолетних и молодежи и их отношения к современной государственной информационной политике (Лаборатория социально-правовых исследований и сравнительного правоведения Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Экспертный совет при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка).
- Исследование ценностно-нормативных ориентаций сотрудников СМИ: анализ мотивации журналистов при создании и отборе информационной продукции (факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, Медиакомитет, Международная академия телевидения и радио).
- Всероссийское исследование отношения разных референтных групп к контенту в СМИ (ВЦИОМ, Левада-центр, ФОМ).
- Всероссийский опрос ВЦИОМ по итогам первых месяцев действия закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» («Экспресс» – еженедельное исследование омнибусного типа ВЦИОМ).
Продолжительность Кампании: с 1 июня 2013 года по 1 июня 2014 года.
Этапы Кампании:
- мониторинг и анализ ситуации в сфере информационной безопасности несовершеннолетних (проведение научных исследований, разработка мер предупреждения негативного воздействия на детей в современной медиасреде);
- формирование концепции и плана проведения Кампании их согласование с партнерами по Кампании;
- запуск Кампании;
- проведение Кампании;
- подведение итогов и оценка эффективности Кампании.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
с родителями, детьми и педагогическим персоналом
по профилактике грубого, жестокого обращения
с несовершеннолетними, против насилия и жестокости СМИ
в МОБУ НОШ д. Кириллово
на 2013-2014 учебный год
№ п/п
|
Мероприятия
|
Дата проведения
|
Место проведения
|
Ответственный
|
1.
2.
3.
4.
|
Декларация о правах ребёнка (разьяснения основных положений о правах ребенка.- родителям, педагогам)
Памятка для родителей по правовому воспитанию.
Заполнение социальной карты на каждую семью .
Информация о телефоне доверия в каждом классе.
|
сентябрь
|
МОБУ НОШ
д. Кириллово
|
Классные руководители
|
1.
2.
3.
4.
5.
|
Консультация для родителей "Давайте научим детей любить своих родителей».
Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы
Рисунки на тему «Телевизор мой друг-телевизор мой враг»
Занятия с детьми по медиобезопасности.
Консультация для родителей «Не учите детей убивать (компьютерные игры)»
|
октябрь
|
МОБУ НОШ
д. Кириллово
|
Классные руководители
|
1.
2.
3.
4.
|
Участие родителей в совместной деятельности с детьми. Выставка поделок.
Развлечения ко «Дню матери».
Материалы на САЙТ «Всероссийская компания против насилия и жестокости СМИ»
Круглый стол для мам «Детство без жестокости»
|
ноябрь
|
МОБУ НОШ
д. Кириллово
|
Классные руководители
|
1.
2.
|
Анкета для родителей «Защита прав детей в семьях».
Консультация для родителей «Понимаем ли мы своих детей».
|
декабрь
|
МОБУ НОШ
д. Кириллово
|
Классные руководители
|
1.
|
Тест «Стиль воспитания ребёнка в семье».
|
январь
|
МОБУ НОШ
д. Кириллово
|
Классные руководители
|
1.
2.
|
Беседа с детьми «Какими бы дети хотели видеть своих родителей».
Советы взрослым от имени ребенка.
|
февраль
|
МОБУ НОШ
д. Кириллово
|
Классные руководители
|
1.
2.
3.
|
Наглядно-текстовая информация «Я и мои права»
Утренник 8 Марта.
Выставка рисунков «Мамин портрет».
|
март
|
МОБУ НОШ
д. Кириллово
|
Классные руководители
|
1.
2.
3.
|
Консультация для родителей «Родительский авторитет».
Родительское собрание «Компьютер и дети»
Фотовыставка «День рождение-праздник детства».
|
апрель
|
МОБУ НОШ
д. Кириллово
|
Директор
Классные руководители
|
1.
2.
|
Спортивный праздник «Папа, мама, я - дружная семья».
Консультация для родителей «Каждый ребенок имеет право на счастливое детство»
|
май
|
МОБУ НОШ
д. Кириллово
|
Классные руководители
|
1.
2.
|
Развлечение «День защиты детей».
Рисунки детей на асфальте «Счастливое детство».
|
июнь
|
МОБУ НОШ
д. Кириллово
|
Классные руководители
|
|
Календарь |
---|
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|